Здравствуйте дорогие рукодельницы! Спасибо что откликнулись на такое благое дело!
Нашей организации действительно ОЧЕНЬ нужна ваша помощь! Пока поделюсь теоретическими рекомендациями по изготовлению тактильных кних, позже добавлю фото своих и не только своих книг.
Смотрите ещё здесь http://lamia-mensa.livejournal.com/11825.html
Додано (2010-03-21, 0:57 Am)
---------------------------------------------
Тактильная книга - это разноцветная книга с рисунками, которые можно осязать на ощупь. Как утверждают отечественные и зарубежные тифлопедагоги - дети с глубокими нарушениями зрения лучше всего воспринимают картинки, выполненные в технике разнофактурной аппликации с использованием разнообразных материалов.
Предмет ребенком узнается в первую очередь по форме. Поэтому, тактильное изображение должно быть более простым, с исключением мелких незначащих деталей, с выделением характерных признаков.
Рекомендуется:
1. Использовать контрастные цвета, предпочитая в основном светло-яркие изображения на темном фоне. Это облегчает рассматривание книжки детям с остаточным зрением.
2. Для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного важно чтобы к тактильным изображениям был текст, описывающий предмет или дающий его название Такой текст может быть выполнен рельефно-точечным или укрупненным шрифтом. Книгу может дополнять кассета со звучащим текстом и музыкой или с шумовыми эффектами. Если есть возможность в технологии изготовления, элементы книжки-игрушки делают шелестящими, хрустящими или даже говорящими.
3. Ребенок может искать предметы, спрятанные в углублениях или кармашках книги, а, найдя что-то новое - испытывать радость.
4. Яркие контрастные цвета, четкие контуры привлекают ребенка использовать остаток зрения и упражнять фиксацию взгляда, совместную работу глаз и рук. Наличие в тактильной книге конструктивных решений в виде: пуговиц, молний, шнурков, кнопок, крючков помогает детям развивать точные движения пальцев рук.
5. При изготовлении настольных игр используются разнофактурные материалы: ткань, тесьма, бумага (гладкая и бархатная), ковралин, материал для оклеивания стен (самоклеющаяся пленка, полеплен), картон, дерматин и т.д., чтобы предоставить ребенку более разнообразный опыт тактильных ощущений.
«Книжка-бродилка»
«Книжка-бродилка» представляет собой твердую раскрывающуюся обложку (картон, обшитый с двух сторон тканью, лучше из натуральных волокон). На внутренней поверхности пришита рельефная извилистая «дорожка» из тесьмы контрастного цвета (например, белая тесьма на синей или красной ткани). Дорожка из тесьмы может быть разной степени сложности: от почти прямой с малым количеством поворотов до сложного запутанного, но никогда непересекающегося.
Додано (2010-03-21, 0:58 Am)
---------------------------------------------
Аппликативная иллюстрация.
Для иллюстрирования книг выбирается разнофактурная аппликативная иллюстрация. Материал для аппликаций выбирается в соответствие с создаваемым образом. Положительным в использование данного способа иллюстрирования является то, что ее выполнение в той или иной степени доступно каждому в домашних условиях.
Фоном иллюстраций служит плотная бумага разного цвета (бумага для ксерокса весом 160 г/м). Для каждой иллюстрации в книге берется свой цвет. Страницы с двумя иллюстрациями склеиваются между собой или страница иллюстрации склеивается со страницей текста, что делает листы более плотными.
Страницы склеиваются разными способами, но наилучшим материалом для склеивания является двухсторонний скотч. Так как клей в домашних условиях, даже при использование пресса, дает неровную поверхность листа. Двухсторонний скотч надо приклеивать между страницами по трем сторонам, исключая сторону крепления.
Первоначально наклеиваются аппликации из различных материалов при помощи клея ПВА, но затем стали приклеивать клеем "Момент", когда позволял материал (клей "Момент" иногда проступает желтыми пятнами на светлом материале).
Подготовка к работе над иллюстрацией.
Все начинается с выбора сказки. Затем идет анализ прочитанного. Выбираются ключевые моменты сказки, определяется, что наиболее характерно для данного героя, или выбранного эпизода.
Осязание для незрячих детей должно будет заменить те ощущения, при знакомстве с героями сказок, которые получает обычный ребенок, глядя на иллюстрацию художника.
Основная задача, стоящая перед иллюстратором - найти те средства выразительности, а в нашем случае те материалы, для создания образа, которые помогут ребенку правильно понять героя и ею настроение.
Для аппликативного иллюстрирования книг используются разно фактурные материалы. Материалы берутся в зависимости от сказки и от создаваемого образа героя. В иллюстрации каждому образу подбирается свой материал, фактура материала у каждого героя данной сказки должна быть различна. Если несколько образов на одном листе, то все они имеют разную фактуру.
Иллюстрация должна быть целостной, не перегруженной лишними деталями (лучше недосказать, чем говорить лишнее). Создаваемый образ должен быть узнаваемым, информативным и в то же время лаконичным.
Работая над иллюстрацией необходимо ориентироваться на возраст читателя.
Прежде чем приступить к работе, желательно провести маленькое исследование среди детей:
отношение к героям; какими они их представляют; какие у них характеры, где все происходит.
Додано (2010-03-21, 0:59 Am)
---------------------------------------------
Работа над эскизом.
После того как сложится образ, который мы хотим изобразить, приступаем к этапу создания эскиза. Определяются наиболее характерные черты, соответствующие данному герою, обобщаются все мелочи. Выбирается эскиз, где герой наиболее узнаваем и действительно отражает все характеристики образа, кроме того, эскиз должен быть хорошо скомпонован.
Далее необходимо решить какой материал будет использоваться для аппликативного выполнения данного героя.
Обязательно надо учитывать то, что герой должен читаться целым, и все детали не должны создаваемый образ дробить на части. Они лишь часть единого целого. Информация должна восприниматься от общего к частному, анализ мелких дополнений будет происходить на фоне общего образа, и ни в коем случае не отдельно.
Следующий и достаточно трудоемкий этап - поиск соответствующего материала для аппликации. Для чего надо учиться чувствовать пальцами, но не забывать и о зрительном восприятии выбранного материала в контексте с иллюстративным образом.
После того, как выбран материал для аппликации, необходимо так же решить, какие дополнительные, уточняющие и мелкие элементы будут присутствовать в данной аппликации и какие материалы будут для них применены. Их должно быть не очень много. В противном случае излишества запутают ребенка и в результате он не сможет создать в своем воображении правдивый образ.
Итак, мы имеем эскиз и материалы, которые должны стать аппликацией. Далее надо переносить на материал отдельные детали будущей иллюстрации. Для каждого элемента иллюстрации необходимо выполнить шаблоны из картона посредством копирования.
Способы копирования:
• использование кальки: кальку кладем на иллюстрацию и обводим нужные элементы, после чего переносим их на картон;
• использование копировальной бумаги (в этом случае, чтобы не портить иллюстрацию ее необходимо отксерокопировать и лишь с копии переводить на картон);
• -ксерокопирование иллюстрации, и дальнейшее вырезание из копий отдельных элементов (данный способ менее трудоемкий, но шаблоны из бумаги для ксерокса не очень удобны при дальнейшей обводке элементов на материал).
Изготовление аппликации.
Материалы и инструменты: ножницы; линейка;циркуль;шило;карандаш;мелок; плотная тонированная бумага (160 г/м); клей ПВА;клей "Момент";разнофактурные материалы для данной сказки;рапидограф;черная тушь;пресс.
После того как выполнены иллюстрации в карандаше, приступаем к их выполнению аппликативно.
Шаблоны размещаем на изнаночную сторону необходимого для аппликации материала и обводим мелком, или карандашом (в зависимости от используемого материала).
Аккуратно вырезаем элементы иллюстрации.
Подбираем соответствующий данному материалу клей. И приклеиваем на подготовленный лист плотной бумаги.
После того, как приклеены все элементы аппликации, ее необходимо положить под груз, например, положить сверху оргстекло, а на него несколько книг. Размер пресса должен быть не меньше формата иллюстрации.