Хорошо, но если я что-нибудь не то сделаю, вы меня поправляйте. Делюсь дальше:
Фотографии образцов старинного народного узорного шитья и кружев из коллекции Константина Далматова 1893-1894 гг. С.-Петербург.
Каталог коллекции Далматова был оформлен в виде отдельных листов с фотографиями, разложенных по 7 коробкам, в каждой из которых хранилось краткое рукописное описание фотографий. Каталог содержит 351 фотографию экспонатов коллекции. Сканированные копии рукописных описаний включены в pdf-файл непосредственно перед фотографиями, к которым они относятся.
Для удобства обозрения каталога составлена версия описаний в современной орфографии. "Перевести" пояснения на современный русский язык оказалось делом непростым, поскольку исходные рукописные описания порой оказываются неудобочитаемыми (из-за почерка), а иногда содержат некоторые неточности по существу. Поэтому и современная версия пока несвободна от ошибок и неточностей. Современная версия описаний дана в виде отдельного doc-файла, а также добавлена в конце pdf-файла. Описание фотографий со 2-го по 53-й файл взяты непосредственно с сайта Нью-Йоркской публичной библиотеки, т.к. рукописные описания к этим фотографиям отсутствуют.
Качество выставленных фотографий оставляет желать лучшего. Снимки лучшего качества можно приобрести в Нью-Йоркской публичной библиотеке.
Образцы старинного народного узорного шитья и кружев из коллекции К. Далматова - 26.6 мб
Ссылка на Нью-Йоркскую публичную библиотеку
"Небольшой городок Пудож находится в 30 км от восточного побережья Онежского озера. И сейчас добираться в эти места даже из ближайших к Пудожу городов трудновато. Оказалось, что именно многовековая неизменная труднодоступность этих мест способствовала тому, что прекраснейшее крестьянское искусство, жившее там веками, смогло дойти до наших дней в произведениях рубежа XIX-XX вв. Речь пойдет о народной вышивке Пудожья – настолько яркой и самобытной, что ничего похожего на нее нигде невозможно найти."
Ольга Бакирова, Валентина Минина - "Пудожский канон" - 6.4 мб
"Гармония традиционного русского деревянного дома безупречна. Крестьянский ли дом, купеческий ли – архитектура его была очень проста, поскольку диктовалась требованиями хозяйственной целесообразности. Но система резного декора превращала функциональную основу в подлинное произведение искусства. И, как всегда в народном искусстве, декор не существовал отдельно, он был слит с украшаемым предметом и исполнен сокровенного смысла."
Ольга Бакирова, Юрий Тимофеев- "Волшебный Талдом" - 7.23 мб
"Данное сочинение известного русского историка и археолога Павла Ивановича Савваитова (1815-1895) представляет собой толковый словарь, посвящённый преимущественно объяснениям старины и русских древностей. Главным материалом для книги послужили старинные рукописи из архива Московской Оружейной палаты, содержащие ценнейшие сведения для отечественной истории и археологии. Многие термины, приводимые Савваитовым уже во второй половине XIX века считались устаревшими и были плохо понятны даже для образованной аудитории, кроме того первоначальный смысл некоторых из них претерпел весьма существенные изменения. К изданию прилагаются 12 таблиц рисунков."
П.И. Савваитов- "Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора в азбучном порядке расположенное" - 17.7 мб
Эта же книга на ру-торренте
Венгерская орнаментика вобрала в себя много разных стилей. Можно найти соответствия и с орнаментикой зауральских народов (например, нанайцев), и кельтские узоры, и скифский звериный стиль. Встречаются и славянские узорные мотивы. Венгерская орнаментика широко использует мотивы павлиньего пера, хризантемы, гвоздики, розы, лилии, мирового древа, звериного стиля (павлины и голуби, олени, собаки и т.д.). Книга на немецком языке.
Josef Huszka - "Magyarische Ornamentik / Венгерская орнаментика" - 47.4 мб
«Много веков и тысячелетий существует на земле гончарство. И, наверное, столько же — глиняная игрушка, своеобразная и в чем-то загадочная область народного творчества. Из глубокой древности в XX век пронесла она искусство малых пластических форм с декоративной росписью, раскраской, орнаментальными украшениями. Глиняная игрушка вызывает немало вопросов, начиная с самой природы этого явления человеческой культуры. Всегда ли она была игрушкой или когда-то глиняные фигурки, свистульки, погремушки играли какую-то иную роль в жизни людей? Чем объяснить особую традиционность глиняной игрушки, устойчивость ее образов, форм, приемов лепки? Фигурки мужчин и женщин, коней и всадников, птиц и зверей, которым трудно найти живое подобие, — повторяются из века в век, из одной местности в другую. К тому же можно увидеть определенное сходство между глиняным коньком VII века до н. э. из Греции и филимоновским XX века из Одоевского района Тульской области». (И.Я. Богуславская)
В альбоме представлены игрушки: московские, орловские, воронежские, курские, скопинские, вырковские, жбанниковские, липецкие, абашевские, каргопольские, филимоновские, тульские, дымковские игрушки из собраний Государственного Исторического музея, Государственного музея этнографии народов СССР, Государственного Русского музея, Загорского музея игрушки, Кировского художественного музея, Музея истории и реконструкции Москвы, Художественного фонда РСФСР и коллекции Г.Д. Костаки.
И.Я. Богуславская- "Русская глиняная игрушка" - 123 мб