скопіюю тут інтервью Київським відомостям Юрія Мельничука. Так я к в цій гілці форума вже описуються статті пана Мельничука.
Збережено мову оригіналу. Летучие наставники
Среди украинских рушников существовали и так называемые обыденные рушники. Мы поинтересовались у Юрия Мельничука, что это такое и в каких случаях их вышивали.
— Это рушники, которые вышивались за один день (или за ночь), — начал объяснять Юрий Алексеевич. — Делалось это в особых, экстренных случаях, главным образом во время эпидемий. Женщины в непарном количестве собирались в одном доме и начинали прясть, ткать и вышивать рушник. Они это делали молча, не разговаривая между собой. Каждая по очереди бралась за вышивание, вносила свою лепту в создание сакрального рисунка вышивки. В это время каждая молилась и полностью мыслями концентрировалась на том, ради чего создавался этот рушник. По окончанию работы, женщины читали молитвы, программировали рушник заклинаниями. После этого все жители села проходили под рушником и таким образом эпидемия прекращалась.
В орнаменте таких рушников, как правило, есть мотив группы людей, стоящих вереницей и держащихся за руки — создается впечатление, что они образуют какую-то нерушимую стену, не пропускающую зло.
Но чаще всего вышивали обыденные рушники знахари. Их иногда даже называют знахарскими. На Полесье до недавних пор жила бабка, которая с помощью рушника поднимала людей на ноги. Когда к ней приводили тяжелобольного, она начинала ткать ему рушник. Затем повязывала его больному на пояс, и он лежал в нем, пока сам не вставал.
С помощью обыденных полотен-рушников или обрядовых сорочек также в засуху вызывали дождь. У этнологов есть сведения, как это делалось на Полесье в недавние времена: женщины приносили платки, рушники, намитки и повязывали их на кресте. Затем вместе со священником они молились и таким образом вызывали дождь.
Такие ритуалы знающие люди проводят в некоторых селах и сегодня. Юрию Мельничуку рассказывали, как это делают на Одесщине. Сначала женщины просят уйти из села мужчин и всех, кто не участвует в ритуале (чтобы не подглядывали за их действиями и не сбивали своей энергией). Затем надевают сорочки с особой вышивкой и идут по селу, исполняя ритуальные песни (само собой разумеется, что ни эти сорочки никто этнологам не показал, ни песен не продекламировал: чтобы не ушла их сила). Затем они останавливаются, снимают эти сорочки и начинают вертеть ими над головами по ходу солнца — образовывая сваргу. Так энергия участниц обряда аккумулируется и вызывает движения в атмосфере. Через некоторое время над селом собираются грозовые тучи и идет дождь.
Есть еще одна отдельная группа рушников с совершенно особой вышивкой или ткачеством. Эти орнаменты в народе назывались «летуче». На них изображены космические объекты, различные летательные аппараты — НЛО. Наблюдая, как на землю спускаются с небес какие-то необычные светящиеся существа, как они выходят из странных летающих машин, наши предки почитали их и изображали на особых священных рушниках. Кстати, наибольше таких рушников — на Черниговщине. Пришельцев с неба почитали как учителей-наставников, а изображали их с помощью специальных символов для того, чтобы входить в резонанс с высшими сущностями из космоса и получать от них наставничество.
Джерело: http://www.kv.com.ua/archive/18175/culture/18189.html